Как живут этичные блогеры? Разговор о косметике и не только с marpeta_rus
Что носят этичные блогеры, когда на улице минус тридцать? Почему, беспокоясь о животных, многие из них совершенно не интересуются составом косметики, которой пользуются каждый день? Задумываются ли защитники животных о понятии экослед? По просьбе Zelenika эти и другие вопросы экоблогер Анастасия Приказчикова задала этичному блогеру Маргарите Морозовой (marpeta_rus).
Началось всё с того, что я задумалась, какой косметикой и бытовой химией пользуюсь. В один прекрасный день мне просто захотелось вести здоровый образ жизни. Но если со спортом, питанием и прочим всё более-менее понятно, то с косметикой и бытовой химией много путаницы. Решив разобраться, я дня три искала в Интернете информацию о том, какая косметика безопасна, какую бытовую химию стоит покупать, какие составы лучше. Искала в том числе безопасную декоративку и, естественно, смотрела изображения по поисковым запросам.
Тут-то я и обнаружила фотографии подопытных животных: кроликов, мышей. Перешла по ссылке на сайт, где рассказывалось о тестах на животных, где были белые и чёрные списки производителей. В результате примерно с девяти вечера до пяти утра я читала и анализировала информацию — всю ночь прорыдала, а утром рассказывала своему мужу о том, что узнала. Позвонила маме, спрашивала, почему никто раньше не рассказывал мне о таких вещах. В тот же день я отказалась от мяса и начала составлять для себя списки этичных продуктов.
Спустя какое-то время я задумалась: почему люди об этом не знают? К тому же по Интернету гуляют устаревшие списки этичных и неэтичных компаний. Тогда я стала собирать свою большую базу — сидела над ней две недели с раннего вечера и до четырёх утра, составляя чёрный и белый списки производителей косметики и бытовой химии. Тогда же начала изучать этичные сертификаты. Чтобы рассказывать обо всём этом, я решила вести блог в Instagram, потому что большинство людей сидит именно там. Сегодня блогу в Instagram чуть больше года, а сайту — полгода.
Чем они отличаются? Что есть в Instagram, чего нет на сайте?
В Instagram я разобрала больше двух тысяч брендов, но не подробно — только в формате белого и чёрного списков. Иногда я отмечаю, если бренд принадлежит неэтичной компании или в составе есть ПЖП (продукты животного происхождения — прим. ред.), указываю категории товаров, которые выпускает компания.
На сайте я подробно расписала чуть больше 300 брендов. Там можно узнать, принадлежит ли бренд неэтичной компании, выпускает ли материнская компания неэтичную бытовую химию или продаёт свою продукцию в Китай, натуральная косметика или нет, веганская или содержит продукты животного происхождения. На сайте, помимо чёрного и белого, есть серый список производителей. Хочу ввести ещё пару цветов, чтобы информация была более подробной.
Списков море — у каждого этичного блогера есть свои чёрные и белые списки. На что ты ориентируешься, когда решаешь, в какой список внести производителя? И почему вообще возникает разница в списках?
Просто у всех блогеров разные критерии этичности. Так, например, для кого-то не имеет значения материнская компания или ПЖП. К тому же в Интернете часто попадаются списки, скопированные из очень старых источников, в которых есть только разделение на белые и чёрные компании, без подробного объяснения. Сегодня этичные блогеры относятся к этому вопросу серьёзнее.
Я смотрю на всё. У меня порядка 13 критериев, по которым я оцениваю бренд. Для меня важно, что компания выпускает, имеет ли она этичный сертификат, состоит ли в чёрном списке PETA, есть ли в составе ПЖП, продаётся ли в Китае (по законодательству КНР, вся импортируемая в Китай косметика, даже натуральная, обязана пройти тестирование на животных — прим. ред.), ввозится ли в Россию, тестируют ли её у нас in vivo, какова репутация компании, что из себя представляет материнский бренд, есть ли заводы в Китае. Конечно, я проверяю информацию о компании в реестре (речь идёт о Реестре свидетельств о государственной регистрации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — прим ред.).
Где ты собираешь всю эту информацию? С реестром понятно, а остальное?
У каждой сертифицирующей компании обычно есть сайт с белым списком (у PETA есть ещё и чёрный) — проверяю присутствие компании в них. Часто запрашиваю информацию напрямую у производителей или дистрибуторов.
В твоих списках есть спорные бренды, которые защитники животных относят к неэтичным?
Часто возникали вопросы, почему я занесла бренды Natura Siberica и NYX в белый список. В таких случаях я отвечаю, что сделала это прежде всего для новичков — тех, кто только переходит на этичную натуральную косметику, чтобы их переход был плавным. Конечно, сейчас я знаю много альтернатив, поэтому уже не буду покупать Natura Siberica и NYX. Но есть люди, которые ничего не знают об этичной и тем более натуральной косметике — и чтобы у них не было отторжения, чтобы они могли легко найти этичную косметику, я не вижу ничего страшного в том, что они начнут с Natura Siberica или Planeta Organica. Со временем они захотят большего и будут выбирать натуральную органическую косметику, близкую к идеальной этичной.
А как же панты марала, которые использует Natura Siberica? Ведь это молодые рога, они наполнены кровью. Сомневаюсь, что их срезание — безболезненная для оленей процедура.
Да, меня этот вопрос тоже очень интересовал. Многие компании говорят, что оленям не больно и, больше того, что им это на пользу. Я в это, честно говоря, не верю. Для сертифицированной косметики этот ингредиент попросту неприемлем, как и икра летучей рыбы. Спросила Александра Стукалина, директора по технологиям Natura Siberica, не хотят ли они убрать эти убойные ингредиенты из своей продукции, он ответил, что у них нет цели сделать веганскую косметику, что некоторым покупателям они нравятся, а для веганов существует специальная серия. Кстати, я перенесла Natura Siberica из белого в серый список именно из-за пантов марала.
Когда мы говорим об этичном потреблении, с косметикой, едой, одеждой всё проще — альтернатив много. А вот с веганской обувью сложнее — качественную найти непросто. Так чем жертвовать: ногами или принципами? Что носить, когда на улице минус тридцать?
Раньше по глупости я вообще носила кеды с тонкими носками и без колготок. Сейчас у меня остались старые угги и кожаные ботинки, которые я донашиваю. А вообще, я покупаю ботинки из кожзама в Zara или Stradivarius, надеваю тёплые носки — и никаких проблем нет. Да, они из искусственной кожи, но более качественные, чем, скажем, в Kari или Centro. Обуви у меня мало, но ношу я её долго: ботинкам из Stradivarius уже пять лет, но они в хорошем состоянии.
Знаю, что некоторые этичные блогеры донашивают куртки с мехом, шубы — у них сердце болит, но они просто не могут выбросить эти вещи. У многих осталась кожаная обувь — донашивают, а если покупают что-то новое, то уже из кожзама. Есть и те, кто не может отказаться ни от обуви, ни от кожаных сумок. У каждого свои тараканы. У меня вообще никогда не было кожаных сумок, курток, шуб и жилеток. Сейчас я ношу шубу из искусственного меха, она хорошо греет, даже в минус тридцать. Я её утеплила.
Поговорим об экологическом следе. Что гуманнее для природы: построить завод по производству кожзама, который убивает всё живое вокруг, отравляя воздух, почву и воду, или организовать производство изделий из натуральной кожи и меха? Как этичные блогеры делают выбор? Задумываются о понятии экослед?
Хороший вопрос, дискуссионный. Понятно, что кожзам — это тоже выбросы в атмосферу. Вредные последствия есть и там, и там, но об экоследе задумываются меньше. Мне кажется, здесь стоит поднимать проблему разумного потребления, решение именно в нём. Сейчас с этим большие сложности. Я стараюсь максимально снизить потребление, хотя, признаться, это тяжело. Ну и я искренне надеюсь, что технологии производства будут совершенствоваться в сторону снижения выбросов вредных веществ.
Этичная и натуральная косметика — разные вещи. От натуральной к этичной перейти легко, от этичной к натуральной — сложнее. Почему люди заботятся о животных, но совершенно не интересуются составом крема, который каждый день наносят на кожу?
К натуральной косметике я всегда была более лояльна, чем к обычной. Компоненты натуральной безопасны, а значит, её и не нужно тестировать на животных. А вот к косметике с синтетическими ингредиентами я изначально относилась осторожно, даже если она не тестировалась на животных. Неужели альтернативные методы позволяют однозначно убедиться в её безопасности? Может «химозную» косметику всё-таки тестируют на животных? Натуральная же вероятнее всего тестируется альтернатив методами. После перехода на этичную косметику я очень быстро познакомилась с сертифицированной натуральной и органической косметикой, которая ни в коем случае не не тестируется на животных. Переход на неё мне дался легко.
Есть проблемы с натуральной декоративной косметикой — она не такая стойкая, как обычная, поэтому многие этичные блогеры до сих пор пользуются ненатуральной. Жалуются, что тени не держатся долго, карандаш плохой, не могут подобрать тональник. Мне проще: не понравился один — попробую другой натуральный. Обычную декоративку не покупаю.
Получается, одни не могут подобрать подходящие натуральные средства, а другие просто не знают, что есть много этичной натуральной косметики — и им всего лишь нужно показать. Они приходят в NYX, видят огромный выбор этичной декоративки и всё хотят. Приведи их в магазин натуральной косметики с таким же большим выбором, и человек перейдёт на натуральное. Если бы у магазинов натуральной косметики были бы те же возможности, что и у LUSH, люди пользовались бы ею, доверяли ей. Они приходят в LUSH и говорят: «Мне этот шампунь не подошёл, дайте другой!». Почему они не делают так с натуральной органической косметикой? Да потому что натуральная косметика не так часто мелькает перед глазами, как обычная.
Каким этичным сертификатам ты доверяешь? Нарисовать кролика сегодня может каждый производитель косметики.
С доверием тяжело. Для меня лидирующий из всех значков — Cruelty Free. Они не сертифицируют продукцию, если та имеет неэтичную материнскую компанию. Меня смущает PETA из-за Китая — они добавляют в свои списки бренды, которые принадлежат неэтичным компаниям. У Leaping Bunny то же самое, до них сложно достучаться. Британское веганское сообщество (знак «Веганский цветок» — прим. ред.) сертифицирует продукцию Oriflame, которая продаётся в Китае. Да, они не везут сертифицированную линейку в Китай, и всё же. Я руководствуюсь правилом «доверяй, но проверяй». Даже мне можно доверять, но проверять, потому что есть такое понятие, как человеческий фактор. Для себя я выбрала компании, в которых уверена, а новых производителей лучше несколько раз перепроверю.
Много косметики ты используешь для ежедневного ухода? Это только натуральная косметика или есть и обычная?
Косметика вся натуральная и органическая. Из обычной осталась только большая палетка теней Elf, которыми редко пользуюсь. Я постепенно перехожу на полностью веганскую натуральную косметику.
Мне на тестирование присылают много косметики, но я не пользуюсь всем сразу — жду, пока одно закончится, тогда открываю другое. Карандаш для глаз, тушь, тени, помада, блеск для губ, парфюмерия, из ухода — маски, очищающий крем и крем для лица, крем для рук и ног, шампунь, бальзам, масло и маска для волос — это всё. Я редко пользуюсь косметикой, мне всего 23 года, и у меня пока нет серьёзной потребности в ней. Обычно просыпаюсь, умываюсь водой, наношу сыворотку, крем, румяна, немного туши и блеск — это мой дневной макияж. Вечерний макияж, конечно, будет немного погуще. Вечером прихожу, умываюсь очищающим средством, иногда после наношу гидролат и масло — и всё.
Каким ты видишь своё развитие как этичного блогера? К чему хочешь прийти?
Когда я создавала свой блог, думала только о том, как повлиять на проблему, придать её максимальной огласке и тем самым сделать хоть что-то полезное для мира. Сейчас мои взгляды не изменились — мне нравится приносить пользу, общаться с единомышленниками. Я понимаю, что нашла себя, и верю, что светлое будущее не за горами.
Сайт и инстаграм marpeta_rus.
Фото предоставлены Маргаритой Морозовой.
Беседовала Анастасия Приказчикова.
Специально для Zelenika.